Западный подход к M&A-коммуникациям: IABC/Russia на мастер-классе Роба Бриггса
M&A (слияния и поглощения) уже давно стали привычной частью любого бизнеса. Количество M&A-сделок в последние годы стабильно росло, и Россия в этом процессе не только не является исключением, но и, во многом, задаёт стандарты – темпы количественного прироста слияний и поглощений в России в последние годы были одними из самых высоких в мире.
Такое положение дел, несомненно, заставляет профессиональных бизнес-коммуникаторов внимательно относиться к M&A, разрабатывать эффективные коммуникационные стратегии, обеспечивающие успешную интеграцию компаний. Следовательно, умение грамотно выстроить коммуникации вокруг M&A становится критически важным для любого специалиста. Более того, именно подобное участие коммуникаторов в стратегической деятельности компании решительно повышает капитализацию профессии.
В то же время в России коммуникациям в процессе M&A-сделок пока не уделяется должного внимания, а потому и практического опыта их сопровождения у российских профессионалов пока не так много. И с этой точки зрения совершенно естественным желанием для них является желание как можно ближе познакомиться с опытом западных коммуникаторов.
Именно с этой целью члены IABC/Russia собрались 17 ноября в Фонде «За выживание и развитие человечества», где прошла организованная российским отделением Ассоциации встреча с Робом Бриггсом, руководителем Европейского отделения IABC и ведущего специалиста по коммуникациям Royal Bank of Canada Wealth Management.
В качестве темы выступления г-на Бриггса, проходившего на английском языке, была заявлена стратегия выстраивания коммуникаций в компании, прошедшей через M&A. Тем не менее, беседа вышла за пределы этой темы.
Свое выступление г-н Бриггс начал с небольшого обзора деятельности IABC в Европе и на Ближнем Востоке. Членами европейского отделения Ассоциации, по его словам, являются 700 человек, среди порядка двух третей входят в 9 национальных отделений, а еще одна треть – профессиональные коммуникаторы из тех стран, где отделения Ассоциации пока не созданы.
Роб рассказал о грядущей Конференции IABC в швейцарском Лугано, а также о возможностях, которые предоставляет XChange (социальная сеть для членов Ассоциации), отметив, что основным преимуществом и конференций, и социальных сетей является возможность налаживания социальных связей – networking.
Перейдя к основной теме своего выступления, Роб привел интересную статистику: среди опрошенных CEO компаний, проходивших через процессы слияний и поглощений, четверть считает критически важным для успешной M&A-сделки хороший коммуникационный план. По этому показателю коммуникации уступают только культурной интеграции сотрудников (32%), структурной прозрачности (32%) и действиям лидеров (30%), оставляя в то же время далеко позади все вопросы сугубо технического свойства.
Как видно из приведенных цифр, M&A помимо вполне очевидных задач структурного слияния компаний ставит и нетривиальную задачу интеграции сотрудников компаний в единое целое. И именно этому вопросу Роб посвятил львиную долю своего выступления, заметив, что M&A – всегда сложное испытание для работников компаний. Существенно меняются «правила игры», две доселе небольшие компании, где все друг друга знают, могут в одночасье оказаться одной компанией среднего размера, где никому нет ни до кого дела.
Отмечая основные причины, по которым организации часто не уделяют должного вниманию коммуникационному сопровождению слияний и поглощений, г-н Бриггс выделил отсутствие законодательных требований к коммуникационному плану со стороны надзорных органов, большой объем затраченных лидерских усилий, необходимость создания комплексных и сложных сообщений, изолированность коммуникаторов от процесса создания плана M&A и сложность подсчета ROI от вложений в коммуникации.
Роб выделил и основные аудитории, до которых необходимо доносить сообщения в процессе слияния и поглощения: работники, акционеры и аналитики, клиенты компании, правительственные регуляторы рынка, СМИ и поставщики компании.
Для выстраивания более сбалансированного и выверенного процесса коммуникаций Роб предложил использовать разные приёмы на разных стадиях протекания M&A: свои методы требуются до заключения сделки, свои — в период актуального заключения сделки (первые сто дней с момента подписания договора) и свои – в период, когда прошло уже определенное время после сделки.
В соответствии с предложенной моделью, по мысли г-на Бриггса, сменяются и задачи коммуникации: планирование сменяется информированием, а то, в свою очередь, уступает место интеграции.
Роб дал несколько важных советов для любого коммуникатора: создание перечня сфер, за которыми должен осуществляться постоянный контроль; умение четко сформулировать и продемонстрировать цель коммуникаций; смотреть в будущее, замечая все то, что способствует большей эффективности в работе; непрерывно измерять результаты коммуникационной деятельности и вносить на основании получаемых данных корректировки и, наконец, стремиться к созданию широкой социальной сети профессионалов из разных сфер.
Завершая выступление, г-н Бриггс отметил активную деятельность IABC/Russia, подчеркнув, что российское отделение входит в тройку крупнейших отделений Ассоциации в Европе.
Президент IABC/Russia и КГ INSIDERS Андрей Лапшов поблагодарил Роба за интересное выступление и подчеркнул, что подобные встречи с представителями зарубежных отделений IABC становятся доброй традицией и эта практика, несомненно, получит свое продолжение.
Роб Бриггс – ведущий специалист по коммуникациям RBC Wealth Management, Британские острова. Имея за плечами более чем 15-летний опыт, он проводит стратегическое консультирование и реализацию внутрикорпоративных коммуникационных стратегий, коммуникаций первых лиц компании, обеспечивает публикации, проводит тренинговые программы и спецмероприятия.Роб является председателем Совета директоров Европейско-среднеазиатского объединения Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC), всемирного объединения специалистов по корпоративным коммуникациям. В 2007 году он сформировал Голландское отделение IABC.
10 марта 2009 в 10:23 |
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться