Все размещенные в разделе материалы публикуются в строгом соответствии с оригиналом или исходным материалом.
Edelman Trust Barometer – 2009: Бизнес утратил мандат на лидерство.
Десятое ежегодное социологическое исследование настроений информированных «лидеров мнений» Edelman Trust Barometer – 2009 продемонстрировало беспрецедентное снижение доверия к бизнесу в развитых странах мира и поддержку респондентами углубления госрегулирования бизнеса. Большинство опрошенных полагают, что для восстановления доверия бизнес должен шире задействовать механизмы частно-государственного партнерства.
В пропорции 3 к 1 опрошенные в возрасте 25-64 лет из 20 стран высказываются в пользу госрегулирования или национализации компаний в целях восстановления доверия населения. В ведущих странах Европы – Великобритании (73%), Франции (75%) и Германии (74%) – три четверти респондентов считают, что государство должно вмешаться с целью предотвращения будущих финансовых кризисов. Падение доверия сказывается на состоянии бизнеса. 77% респондентов отметили, что отказывались покупать товары или услуги у компании, которой не доверяют, а 72% делились негативными впечатлениями о таких компаниях со своими друзьями и знакомыми.
«Для бизнеса это был действительно катастрофический год, причем речь идет даже не об очевидном падении фондового рынка и срочной необходимости оказания государственной поддержки, — говорит Ричард Эдельман, глава коммуникационного агентства Edelman. — Наше исследование свидетельствует, что на этот раз восстановить глобальную экономику будет значительно труднее – бизнес утратил доверие общества, но ни один из других институтов его не приобрел – ведь доверие это не «игра с нулевой суммой». Бизнес должен вновь обрести свою роль в обществе, сделать больше, нежели просто обеспечить доход для своих инвесторов. В тесном партнерстве с государством и другими общественными институтами, бизнесу предстоит взять на себя социально ответственную роль в обществе».
В отличие от развитых стран мира, где наблюдается сокращение доверия к бизнесу (например, в США за год оно упало на 20% и ныне находится на беспрецедентно низком за последние 10 лет уровне), в странах группы БРИК (Бразилия Индия, Россиян, Китай) отмечается стабилизация и даже некоторый рост доверия. Так, в КНР доверие к бизнесу за год выросло с 54% до 71%. В Бразилии — с 61% до 69%. В то время, как в США доверие к банковской системе сократилось на 33%, в КНР доверие к банкам выросло с 72% до 84%, а в Бразилии – с 52% до 59%.
«Такой кредит доверия бизнесу в развивающихся странах объясняется тем, что люди благодарны бизнесу за достижение беспрецедентного в истории улучшения качества своей жизни. Вместе с тем, этот кредит доверия может обесцениться – уже сейчас 56% китайских и 49% индийских респондентов-лидеров мнений проявляют озабоченность состоянием бизнеса, а в Республике Корее, Мексике и Бразилии заметно снижается доверие к руководителям компаний как к источникам правдивой информации», — отмечает Ричард Эдельман.
В России доверие к власти и бизнесу – относительно стабильно: бизнесу доверяют 49% россиян (62% — в среднем в мире), власти — 48% (43% — в среднем в мире). Меньше всего наши соотечественники доверяют СМИ — 40% (в мире в среднем – 47%, в ЕС – 42%) и неправительственным организациям — 36% (в мире в среднем – 54%, в ЕС – 57%).
По сравнению с 2007 годом значительно сократилось доверие россиян ко всем традиционным источникам деловой информации, прежде всего статьям в деловых журналах (сокращение на 16%), новостям по радио (на 13%) и телевидению (на 11%). Менее всего россияне склонны доверять газетным статьям (16%), рекламе (12%), новостям по телевидению (24%) и радио (21%), корпоративному сайту компании (27%). Среди пользующихся наибольшим доверием у россиян каналов получения информации – доклады отраслевых аналитиков (им доверяют 63% респондентов), статьи в деловой прессе и интернет-поисковики (49%), личное общение с сотрудниками компаний (47%) и открытые контент-ресурсы Web 2.0 Интернета (Wiki и др.) — 40%.
Важнейшими факторами, определяющими доверие респондентов в РФ к компании, являются высокое качество товаров и услуг (97% респондентов считают этот фактор важным), хорошее соотношение цены-качества, стабильные финансовые перспективы компании (по 95%), вызывающее доверие руководство (90%). В отличие от западных респондентов, в оценке компаний россияне пока в наименьшей степени исходят из ее приверженности целям создания общественного блага (78%), ее вклада в охрану окружающей среды (82%), соблюдения бизнесом законов (84%).
Россияне больше всего доверяют бизнесу в IT-отрасли (69%), биотехнологиях (59%), ТЭК (58%) и розничной торговле (49%); меньше всего – компаниям в сфере СМИ и фармацевтики (по 33%), страховании и здравоохранении (по 35%), банковской сфере (36%). Россияне значительно менее европейцев доверяют производителям продуктов питания, фасованных потребительских товаров, а также фармпромышленности и автопрому. По сравнению с 2008 годом, лидерами падения доверия россиян стали банки (17% сокращения) и компании-производители фасованных потребительских товаров (12%). Розничная торговля, напротив, продемонстрировала 10-процентный рост доверия за прошедший год.
Наибольшим доверием у наших соотечественников пользуются компании Германии (им доверяют 64% опрошенных), Швеции (62%), Франции (57%) и Канады (53%). Американский бизнес стал лидером падения доверия у россиян за год – доверие сократилось с 58% в 2007 до 28% в 2008. Доверие к бизнесу из КНР, напротив, выросло с 26 до 32%. Среди стран-аутсайдеров доверия к бизнесу у россиян — традиционно Польша (13%; в прошлом году – 18%) и Испания (39%).
По мнению респондентов в России и в мире в целом, государство и бизнес несут солидарную ответственность за нынешний кризис и должны объединить усилия в его преодолении. 65% опрошенных в мире и 73% в России полагают, что правительство должно жестче контролировать и интенсивнее регулировать бизнес во всех отраслях. При этом значительно большая доля россиян (67% против 42 в ЕС и 47% в мире в целом) полагают, что государство должно вмешаться и обеспечить снижение цен на энергоносители. 65% россиян (против 49% в ЕС и 53% в мире в целом) считают, что власть должна обеспечить преодоление финансово-кредитного кризиса. Абсолютное большинство опрошенных (90% против 73% в ЕС и 70% в мире в целом) возлагают на государство надежды в обеспечении доступности здравоохранения. Бизнес, по мнению 72% респондентов-россиян, должен совместно с государством и обществом принять участие в борьбе с кризисом.
«Если бизнес хочет вернуть доверие и авторитет, ему нужно пойти на значительные изменения – как, собственно, в бизнесе, так и в коммуникациях, — считает Ричард Эдельман, — необходимо усиление партнерских отношений с властью и обществом, трансформацию деловой практики во всем – начиная с зарплат руководителей, до взаимоотношений с поставщиками, налаживание эффективных и прозрачных коммуникаций с общественностью. Без такой питающей доверие «общественной вовлеченности» бизнесу будет сложно не только выйти из кризиса и вернуть себе лидерство в вопросах развития и инноваций, но и попросту функционировать в будущем».
Среди других выводов исследования:
- Молодые россияне – лидеры мнений (25-34), в отличие от респондентов старшего поколения (35-64), в значительно большей степени склонны доверять бизнесу (70 и 45%, соответственно), власти (62 и 43%) и СМИ (54 и 34%). Среди молодежи также растет доверие к социальным сетям, друзьям и ровесникам, сокращается — к газетным статьям (падение на 20%) и рекламе (на 8%).
- Россияне старшего поколения демонстрируют снижение доверия практически ко всем источникам информации — они предпочитают черпать информацию о бизнесе из интернет-агрегаторов новостей, а также личных интервью или выступлений первых лиц корпораций.
- Россияне в большей степени, нежели представители других стран, склонны ценить фактор инновационности в репутации компании. Очевидный результат продвижения соответствующих инициатив власти в России (фактически сформирован общественный запрос в пользу инновационного развития страны).
- В 2008 году в мире в целом заметно сократилось доверие к первым лицам компаний. В мире в среднем им доверяют 29%, в том числе в США — 17% , в Германии – 19%, во Франции – 13%, в Польше – 15%. В России падение доверия к CEO – не так заметно (с 38 до 35%), уровень доверия по-прежнему значительно превышает показатели развитых стран мира.
- Доверие к российским компаниям в мире остается одним из самых низких и продолжает сокращаться. Если в 2007 им доверяли 26% респондентов, то в 2008 – уже 24% (например, шведским кампаниям доверяют 73%, немецким – 72%, канадским – 71% и английским – 65%).
* * *
Edelman Trust Barometer
Сравнительное социологическое исследование уровня доверия, проводимое глобальной коммуникационной компанией Edelman. Проводилось с 4 ноября по 14 декабря 2008 года в формате 30-минутных интервью среди 4 475 респондентов — представителей информированной общественности – лидеров мнений двух возрастных групп (25-34 и 35-64 лет). Все респонденты имеют высшее образование, высокий доход, не реже двух раз в неделю следят за деловыми и политическими новостями.
Edelman Trust Barometer проводится в соответствии с международными усилиями по повышению прозрачности и ответственности бизнеса, в частности инициативы ООН «Global Сompact». Исследование обычно проходит осенью, презентация традиционно приурочивается к Давосскому форуму. Исследование уже завоевало популярность и стало событием в мировой общественной жизни – его результаты неизменно получают широкий резонанс в СМИ и правящих кругах ведущих стран мира.
Россия – в числе стран Edelman Trust Barometer с 2007 года. Ежегодно география опроса расширяется. В этом году в число стран вошли Австралия и Индонезия.
Edelman
Крупнейшая в мире частная независимая компания в области связей с общественностью. Имеет 55 представительств по всему миру, в штате – более 3200 сотрудников. В России компания представлена агентством Edelman Imageland (президент – В.Моисеева. Образовано в 2008 году на базе старейшего российского коммуникационного агентства Imageland).
Предоставлено Вячеславом Тихомировым, директором по международным отношениям Edelman Imageland
24 июля 2009 |
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться